Сэмуэль Люк Филдс «Поступающие в дом временного пребывания», 1874 год
На этой картине мы видим группу людей, которые стоят вдоль стены обшарпанного здания. Здесь есть и мужчины, и женщины, и дети. Все они выглядят бедными, несчастными и обездоленными. Кто же эти люди и почему они стоят под стеной? Попробуем разобраться.
![Сэмуэль Люк Филдс «Поступающие в дом временного пребывания», 1874 год](https://kartinysistoriey.ru/wp-content/uploads/2021/02/sir-luke-fildes-applicants-for-admission-to-a-casual-ward-800x472.jpg)
Картину написал викторианский художник Сэмуэль Люк Филдс, который часто создавал полотна с острыми социальными сюжетами. Эта работа называется «Поступающие в дом временного пребывания», то есть, на первый взгляд, люди ждут, чтобы их пустили в ночлежку. Но на самом деле всё не так просто.
Здание, под которым стоят обездоленные, является не ночлежкой, а полицейским участком. Здесь люди ждут, когда им дадут билет для временного посещения работного дома на одну ночь.
Бедняки Викторианской эпохи не хотели селиться в работных домах на постоянной основе, поскольку условия в этих заведениях были ужасными. В первую очередь люди не могли находиться там семьями — женщин и мужчин разделяли, в том числе и детей. То есть мать с сыном непременно были бы разлучены.
![Дети из работного дома в Англии, 19 век](https://kartinysistoriey.ru/wp-content/uploads/2021/02/og_og_153624082529594517-800x510.jpg)
Бедняки не просто не хотели в работный дом — они боялись его до ужаса, считая, что живыми оттуда выйти не удастся. В какой-то степени, это было правдой.
В работном доме было очень плохая и однообразная, непосильная и рутинная работа (например, дробление камней, измельчение костей для удобрений, измочаливание конопляных верёвок для пеньки), дети работали на шахтах, подрывая своё здоровье с ранних лет.
Обитатели работных домой должны были носить униформу, а внутренний распорядок этого учреждения почти ни чем не отличался от тюремного.
Так писал о работном доме шотландский исследователь Джеймс Грант:
Когда они входят в ворота работного дома, им начинает казаться, что они попали в огромную тюрьму, откуда их вызволит только смерть… Многие обитатели работного дома считают его гробницей, в которой их похоронили заживо. Это могила всех их земных надежд…
Но вернёмся к нашей картине. Как мы уже поняли, изображённые на ней бедняки категорически не хотят жить в работном доме, но при этом у них нет своего жилья, а ночевать где-то надо. Что же им было делать?
![Сэмуэль Люк Филдс «Поступающие в дом временного пребывания», фрагмент](https://kartinysistoriey.ru/wp-content/uploads/2021/02/sir-luke-fildes-applicants-for-admission-to-a-casual-ward-1-800x583.jpg)
Обездоленные люди шли в полицию, где стражи порядка должны были удостовериться в том, что они действительно нуждаются. Тогда нищие получали особый билет, по которому они могли переночевать в работном доме одну ночь, а утром обязаны были уйти. Следующим вечером бродяги должны были стоять в очереди заново.
Сэмуэль Филдс воплотил на картине сцену, которую он увидел своими глазами, когда переехал в Лондон. Художник заплатил нескольким бездомным, чтобы они позировали для него.
На картине Филдс показал причины тяжёлого положения бедных людей, которые представлены самыми разнообразными: один похож на пьяницу, другой — калека, есть и женщина- вдова с ребёнком, и разорившийся франт в цилиндре.
Изначально мастер создал гравюру, которая называлась «Бездомные и голодные», а уже потом на её основе была написана картина. Гравюра была опубликована в первом выпуске лондонской газеты The Graphic , вышедшем в декабре 1869 года.
![Сэмуэль Люк Филдс гравюра «Бездомные и голодные», 1869 год](https://kartinysistoriey.ru/wp-content/uploads/2021/02/journal-illustration-1399_page_04-800x541.jpg)
На гравюру обратил внимание прерафаэлит Джон Эверетт Милле, который показал её писателю Чарльзу Диккенсу. Диккенс был настолько впечатлён работой Филдса, что немедленно поручил ему проиллюстрировать своё произведение «Тайна Эдвина Друда».
В настоящее время гравюра находится в собрании Королевского колледжа Холлоуэя в Лондоне. Масляная копия является частью коллекции коллекции Галереи Тейт.