Константин Маковский «Под венец», 1890 год
На этой картине художник изобразил предсвадебные сборы невесты в боярской семье допетровской эпохи. Сборы проходят на верхнем этаже терема, который предназначался для проживания женщин и детей.
Главная героиня сидит в центре комнаты с белом платье. Ей расчёсывают косу в знак прощания с девичеством. В Древней Руси девушки носили одну косу, а «мужние жёны» — две косы. Момент, когда волосы впервые причёсывали по-новому, считался очень важным, он символизировал вступление в новую жизнь. Это был целый ритуал.
Сама невеста вовремя обряда должны была выглядеть очень грустной, поскольку она покидает свою семью и уходит в семью жениха. Кроме того, будущего мужа она могла даже не знать и увидеть его только на свадьбе.
У ног невесты сидит подруга, которая завороженно смотрит ей в лицо, их переплетённые руки символизируют девичество и замужество.
Вокруг собрались подруги и родственницы главной героини. Все они нарядно и богато одеты по моде 17-го века. Такие же вот парчовые сарафаны, собольи душегреи и расшитые жемчугом кокошники носили боярыни при дворе царя Алексея Михайловича.
В дверях стоит мужчина с белым полотенцем, повязанным через левое плечо — это друг жениха, который принёс сундук с подарками. Одна из женщин принимает сундук, но спешит выпроводить гостя, поскольку мужчинам смотреть на невесту не разрешалось.
В своей работе Константин Маковский мастерски смог передать атмосферу и быт боярской жизни допетровского времени. Он грамотно изобразил фактуры и цвета убранства старинного русского стиля.
Сегодня картину «Под венец» можно увидеть в Серпуховском историко-художественном музее.