Карл Брюллов «Сон монашенки», 1831 год
На этой картине мы видим монастырскую келью, в которой спит молодая монахиня. У её изголовья висит большое распятие, на стуле оставлен крупный нательный крест, над дверью надпись — Ora pro nobis (молись за нас). Вот только сны девице снятся отнюдь не монашеские.
Полотно создал известный живописец Карл Брюллов, который любил писать жанровые картины, но в то же время мастер предпочитал передавать индивидуальные черты личности и отражать живой характер конкретного человека.
Картина «Сон монашенки» написана в несколько шутливой манере и отличается некоторой вольностью и своеобразной фантазией художника. Главная героиня сюжета представлена совсем молодой. Возможно, она попала в монастырь совсем не по своей воле, но вынуждена жить здесь, поскольку не имеет права уйти.
Однако сердце юной красавицы не смирилось с неволей — оно жаждет свободы, любви и простого женского счастья. В мечтах молодой монахини — совсем не молитвы и службы. Она вспоминает своего любимого, с которым когда-то и была счастлива. Именно этого мужчину мы и видим в воплощении сна, который изобразил художник.
В своих мечтах монахиня сидит в чудесном зелёном саду со своим любимым. Однако в реальности она вынуждена находиться в заточении в монастыре.
Во сне девушка улыбается — именно этот момент является для неё необходимой реальностью. Но, к сожалению, далеко не всегда наши прекрасные надежды и мечты соответствуют тому, что происходит на самом деле.
Интересным персонажем на картине представлена более зрелая монахиня, которая заглядывает в келью, чтобы разбудить молодую сестру к заутрене. Она не может видеть сна девушки, однако может догадываться о нём по её блаженной улыбке.
Старшая монахиня изображена в красном скапулярии Сердца Иисуса, а на двери можно разглядеть изображение Святого Сердца. Это говорит о принадлежности монастыря к одному из женских монашеских орденов, посвящённых культу Святого Сердца Иисуса, получивших особое распространение в первой трети XIX века.
Особенностью этой картины является добавление в краски бронзового порошка. Этот приём Брюллов стал применять для создания металлического блеска у разных деталей интерьера и для усиления декоративности.
Кроме того, художник мастерски отразил различие холодного света лунной ночи и тёплого мягкого сияния лампады и свечей.
В целом картина получилась доброй, трогательной и сентиментальной, но вместе с тем она отличается раскованностью и свободой от условностей. В этом полотне Брюллов в полной мере проявил свой талант сочинителя и рассказчика.
В 1898 году полотно «Сон монашенки» было передано в дар Государственному Русского музею, частью коллекции которого оно является и по сей день.