Владимир Маковский «Ссора из-за карт», 1889 год
На этой картине мы видим группу людей, которая находится в тёмном полуподвальном помещении. При первом же взгляде на полотно становится понятно, что среди героев сюжета нарастает напряжение, переходящее в открытый конфликт. Давайте попробуем разобраться, что же здесь происходит.
Картину создал знаменитый передвижник Владимир Егорович Маковский, который большую часть своего творчества посвятил жанровым сюжетам. Не стала исключением и его работа под названием «Ссора из-за карт», написанная в 1889 году.
Картина изображает простую бытовую сцену: пожилые люди собрались вместе, что скоротать вечерок за игрой в карты. Мероприятие сопровождалось выпивкой, что можно понять по стоящим на столе бутылкам. Скорее всего, именно активное возлияние превратило спокойную игру в бурную ссору.
Карты, как известно, играли большую роль в жизни людей прошлых веков. Карты сводили людей с ума, разоряли их, доводили до нищеты и самоубийства.
«Два дня и две ночи играл в штос. Результат понятный — проигрыш всего яснополянского дома»,— писал в своем дневнике молодой офицер Лев Толстой в 1855 году.
Но всё это не уменьшало интереса к карточным играм, которые довольно часто скрашивали досуг жителей того времени.
Как мы видим, герои картины Маковского — довольно бедные люди. Скорее всего они соседи: арендуют углы в подвальном помещении, по типу героев пьесы Максима Горького «На дне».
Ставки у игроков, скорее всего, были денежными — в то время не играли просто так. Но вдруг один из участников сюжета заподозрил старушку в жульничестве. Он вскочил и стал требовать, чтобы она показала ему карты.
Но та сама оказалась не из робкого десятка. Все обвинения кажутся старушке смешными — на её лице видна улыбка. При этом не исключено, что женщина всё же «мухлюет» с картами, чтобы заполучить заветный выигрыш. Соперник сдаваться не собирается, и конфликт набирает обороты.
На картине есть ещё и третий персонаж — седой старичок с бородой, который не вмешивается в ситуацию, а просто тихонько наблюдает, попивая вино из бокала. Ему очень интересно, как будут развиваться события, но в то же время приятно, что сам он не является их участником.
Картина вызвала широкий отклик среди общественности и приобрела большую популярность у современников Маковского. С её репродукцией даже выпускали почтовые открытки, которые разлетались как горячие пирожки.
Картину «Ссора из-за карт» сразу же купил для своей коллекции Павел Третьяков, однако в 1932 году полотно было передано в Государственный Русский музей Санкт-Петербурга, где оно находится и по сей день.