Петр Костюков «В трамвае», 1954 год»
На этой картине мы видим салон трамвая, в котором сидят пассажиры. Главными героями сюжета являются мать и дочь, сидящие на переднем плане. Девочка хочет встать, чтобы уступить место приближающемуся пенсионеру, но мать останавливает её. Давайте попробуем разобраться в нюансах этой картины.
Полотно создал живописец Пётр Костюков, который явно хотел придать сцене обличительным характер. Картина «В трамвае» несёт такой посыл: девочка — хорошая, так как хочет уступить место, а её мать плохая, так как не даёт ей это сделать. Но давайте вглядимся в детали и подумаем, так ли всё это на самом деле.
Первое, что бросается в глаза: трамвай абсолютно не переполненный, и даже, можно сказать, полупустой. А прямо за сиденьем школьницы находится абсолютно свободное сиденье, на которое дедушка вполне может сесть. То есть в данном случае уступать место совсем необязательно. Это первый момент.
Второй момент: дедушка не такой уж дедушка. На вид ему не больше 60-65 лет. Ни один уважающий себя мужчина не позволит девочке встать, чтобы сесть на её место. Скорее, он сам уступил бы место школьнице.
Третий момент. Если уж так нужно уступить дедушке место, неужели это не могут сделать молодые мужчины? Других сидений на картине не видно, но, исходя их жизненных реалий, на других местах наверняка сидят и мужчины тоже. И, конечно же, они в состоянии уступить место пенсионеру.
Да и вообще, что за привычка сгонять с сидений детей? Они такие же пассажиры, как и все остальные, также оплачивают проезд. Также устают и имеют право посидеть. Дети едут в школу, на тренировку, с тренировки, по другим делам. Почему они не имеют право на место в транспорте?
Кроме того, если транспорт переполнен, ребёнок наиболее уязвим, поэтому сидячее место для него гораздо безопаснее. В давке даже подросток может запросто упасть, особенно если едет без родителей. Взрослые с чужими детьми не церемонятся.
Исходя из всех этих наблюдений, мне совсем не понятен обличительный посыл картины «В трамвае», о котором можно судить хотя бы по осуждающему лицу кондукторши.
Даже лицо матери художник нарочито сделал неприятным, что усилить её отрицательную роль. Но на самом деле, женщина могла остановить дочь, поскольку сзади есть свободное место, а девочка его просто не видела. Да и мало ли других причин. Такое поведение вовсе не делает мать отрицательным персонажем.
Я думаю, что этот дедушка- известный хулиган, о кот. писали газеты , который сбежал из отдаленных мест. Его фото были развешены на всех столбах. Бдительная девочка его узнала и захотела сказать ему прямо в лицо, какой он плохой и должен выйти из советского трамвая. Мать же, работавшая секретаршей в местном отделении милиции, и , получавшая усиленный паек, о чем свидетельствует ее лицо, давно опознала дедушку , останавливает дочь, что бы сказать ей, что за ним уже следят и собираются схватить в нужный момент.
Его опознал весь трамвай, включая кондуктора, и негодованию советских людей нет конца!
Прекрасное описание картины, давно так не смеялся!
Побоьше бы писали в таком стиле.
Прекрасное описание картины, давно так не смеялся!
Побоьше бы писали в таком стиле.
А мое первое сообщение — не подошло?- поскольку оно было удалено?