В трамвае: так ли плоха мать, останавливающая свою дочь

Петр Костюков «В трамвае», 1954 год»

На этой картине мы видим салон трамвая, в котором сидят пассажиры. Главными героями сюжета являются мать и дочь, сидящие на переднем плане. Девочка хочет встать, чтобы уступить место приближающемуся пенсионеру, но мать останавливает её. Давайте попробуем разобраться в нюансах этой картины.

Петр Костюков «В трамвае», 1954 год»
Петр Костюков «В трамвае», 1954 год»

Полотно создал живописец Пётр Костюков, который явно хотел придать сцене обличительным характер. Картина «В трамвае» несёт такой посыл: девочка — хорошая, так как хочет уступить место, а её мать плохая, так как не даёт ей это сделать. Но давайте вглядимся в детали и подумаем, так ли всё это на самом деле.

Первое, что бросается в глаза: трамвай абсолютно не переполненный, и даже, можно сказать, полупустой. А прямо за сиденьем школьницы находится абсолютно свободное сиденье, на которое дедушка вполне может сесть. То есть в данном случае уступать место совсем необязательно. Это первый момент.

Второй момент: дедушка не такой уж дедушка. На вид ему не больше 60-65 лет. Ни один уважающий себя мужчина не позволит девочке встать, чтобы сесть на её место. Скорее, он сам уступил бы место школьнице.

Петр Костюков «В трамвае», фрагмент
Петр Костюков «В трамвае», фрагмент

Третий момент. Если уж так нужно уступить дедушке место, неужели это не могут сделать молодые мужчины? Других сидений на картине не видно, но, исходя их жизненных реалий, на других местах наверняка сидят и мужчины тоже. И, конечно же, они в состоянии уступить место пенсионеру.

Да и вообще, что за привычка сгонять с сидений детей? Они такие же пассажиры, как и все остальные, также оплачивают проезд. Также устают и имеют право посидеть. Дети едут в школу, на тренировку, с тренировки, по другим делам. Почему они не имеют право на место в транспорте?

Кроме того, если транспорт переполнен, ребёнок наиболее уязвим, поэтому сидячее место для него гораздо безопаснее. В давке даже подросток может запросто упасть, особенно если едет без родителей. Взрослые с чужими детьми не церемонятся.

Исходя из всех этих наблюдений, мне совсем не понятен обличительный посыл картины «В трамвае», о котором можно судить хотя бы по осуждающему лицу кондукторши.

Петр Костюков «В трамвае», фрагмент
Петр Костюков «В трамвае», фрагмент

Даже лицо матери художник нарочито сделал неприятным, что усилить её отрицательную роль. Но на самом деле, женщина могла остановить дочь, поскольку сзади есть свободное место, а девочка его просто не видела. Да и мало ли других причин. Такое поведение вовсе не делает мать отрицательным персонажем.

Оцените статью
Картины с историей
Добавить комментарии

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: