Василий Поленов «Цезарская забава», 1879 год
На этой картине мы видим девушку в чёрном платье, которая прижалась к крепостной стене. Присмотревшись, напротив неё можно увидеть тигра, оскалившего зубы и приготовившегося к прыжку. Давайте попробуем разобраться, что же здесь происходит.
Василий Поленов начал писать эту картину в Париже, куда ездил в качестве пенсионера Академии художеств. Там он много гулял, изучая древности, и писал архитектурные этюды.
«Остатков древней римской культуры много… Правда, что Колизей и отчасти Дворец Цезарей дают картины зверских увеселений и бесчеловечных зрелищ римской гражданственности всех слоев», — писал Поленов своим родным.
Первый эскиз «Цезарской забавы» был сделан в 1875 году, окончательный вариант работы появился лишь в 1879 году.
Темой для своей картины Поленов выбрал популярный в то время сюжет, касающийся преследования христиан в Римской империи. Художник изобразил молодую христианку, прижимающую к груди свой крест. Несчастная находится в так называемом «коридоре смерти», куда её бросили на растерзание дикому зверю.
Осматривая детали картины, можно понять, что это не первая казнь с помощью «зубов и когтей» — кругом валяются человеческие останки, стены и пол запачканы пятнами крови.
Девушка испуганно смотрит на тигра, понимая, что её судьба уже предрешена. Но при этом она не собирается отрекаться от своей веры, что можно понять по крепко сжатому в её руке кресту.
Чем же так провинились христиане? Чем заслужили такую жестокость? Дело в том, что христиан недолюбливали в Римской империи. Они казались странными и непонятными для большей части населения. Христиане держались в стороне от традиционных устоев римлян, поэтому к ним относились с недоверием.
Наиболее массовые и жестокие преследования начались при Нероне, который считал такое поведение вполне нормальным. Ему совсем не было жалко людей, наоборот, вид их страданий приносил императору удовольствие. Это особенно хорошо видно на картине Генриха Семирадского «Светочи христианства. Факелы Нерона», на который изображено сожжение христиан.
Поленов долго работал над «Цезарской забавой», тщательно выписывая все детали. Но, несмотря на труд художника, полотно получило на академической выставке негативные отзывы.
«“Христианка, брошенная льву” тоже очень ничтожна, и даже условна», – писал, особенно строгий по отношению к Поленову, художественный критик Владимир Стасов.
Не был доволен картиной даже близкий друг Поленова — меценат и крупный промышленник Фёдор Чижов. Он отмечал, что фигура жертвы «мала по размеру… римляне – крошечные куколки наверху, – все это, можно сказать, только эскиз и то без натуры».
В настоящее время картина «Цезарская забава» является частью коллекции Государственной Третьяковской галереи.