Василий Поленов «Заросший пруд»
Картины «Заросший пруд» — одна из самых узнаваемых работ Василия Поленова. Наряду с «Московским двориком» и «Бабушкиным садом» она рассказывает нам об уходящей эпохе дворянских усадьб.
![Василий Поленов «Заросший пруд», 1879 год](https://kartinysistoriey.ru/wp-content/uploads/2020/04/vasilij-polenov-zarosshij-prud-1879-god-800x516.jpg)
«Заросший пруд» берёт свой начале в небольшой деревушке Петрушки под Киевом, где мастер отдыхал летом 1877 года. Там он создал небольшой этюд, про который вскоре забыл. Вернувшись в Москву, Поленов переехал с Арбата в Хамовники. Живописные пейзажи столичных окраин так вдохновили художника, что он вспомнил свой киевский этюд. С него он и решил написать полноценную картину.
Таким образом, живописный пруд в далёких Петрушках и вдохновил мастера на создание великого произведения, которое не стареет веками.
На полотне мы видим старинный заросший водоём, в котором плавают живописные кувшинки. На берегу стоит деревянный мостик, который словно приглашает зрителя прогуляться, постоять у воды и посозерцать прекрасную природу.
Величие лесных деревьев, тишь, отсутствие шума и суеты, тёплый летний день и зелень навевают мечтательное настроение и словно возвращают нас в давно ушедшую эпоху. Взглянув на полотно, сразу хочется оказаться по ту сторону картины, присесть на берегу водоёма и подумать о жизни.
Поленов сделал авторскую копию этой картины в уменьшенном варианте. Правда на ней появился новый персонаж — женщина в светлом платье. При этом женская фигура совсем не нарушает целостности пейзажа, а, наоборот, дополняет его.
![Василий Поленов «Заросший пруд», 1880 год Василий Поленов «Заросший пруд», 1880 год](https://kartinysistoriey.ru/wp-content/uploads/2020/04/vasilij-polenov-zarosshij-prud-1880-god.jpg)
Каждый уголок «Заросшего пруда» имеет уникальный цвет, на картине почти нет одинаковых оттенков. Об этом хорошо написала искусствовед Тамара Юрова:
Картина почти целиком построена на градациях одного зелёного цвета. Тонко разработанная в оттенках зелёная гамма отличается исключительной красотой и богатством нюансировки. Кажется, в пейзаже нет двух абсолютно одинаковых тонов.