Андрей Попов «Богомолки», 1860 год
На этой картине мы видим женщин, которые сидят на обочине дороге. Одна из них пьёт воду, другая прилегла отдохнуть, остальные собрались в круг и ведут тихие беседы. Давайте попробуем разобраться, кто же эти женщины и что они делают на дороге.
![Андрей Попов «Богомолки», 1860 год](https://kartinysistoriey.ru/wp-content/uploads/2021/11/fqyvncl1bnc-3-800x472.jpg)
Картину создал тульский художник Андрей Андреевич Попов, который в своём творчестве неоднократно возвращался к сюжетам из жизни простых русских людей. Не стала исключением и картина «Богомолки», изображающая женщин-странниц, путешествующих по святым местам.
Богомолки в прошлых веках представляли собой особую категорию женщин, которые по разным причинам не выходили замуж и не заводили семью, посвящая свою жизнь богослужениям и походам по монастырям.
Богомолки чаще всего были грамотными, поскольку зарабатывали себе на жизнь, читая Псалтырь над усопшими и болящими. Они всегда точно знали, какой иконе молиться при определённой проблеме, умели обстоятельно и артистично причитать на различных мероприятиях, будь то похороны, свадьбы или проводы.
Летом богомолки совершали паломничества по монастырям и другим святым местам. Часто эти женщины проходили пешком довольно внушительные расстояния, чтобы попасть в пункт назначения. По дороге они просили подаяние, ели что придётся, ночевали под открытым небом. Именно момент отдыха таких богомолок и изобразил на своей картине Андрей Попов.
![Андрей Попов «Богомолки», 1860 год](https://kartinysistoriey.ru/wp-content/uploads/2021/11/fqyvncl1bnc-2-800x482.jpg)
На картине хорошо видно, что женщины сильно устали, одна из них даже прилегла. Глядя на это полотно, вспоминается стихотворение Сергея Есенина «По дороге идут богомолки»:
По дороге идут богомолки,
Под ногами полынь да комли.
Раздвигая щипульные колки,
На канавах звенят костыли.
Топчут лапти по полю кукольни,
Где-то ржанье и храп табуна,
И зовет их с большой колокольни
Гулкий звон, словно зык чугуна.
Отряхают старухи дулейки,
Вяжут девки косницы до пят.
Из подворья с высокой келейки
На платки их монахи глядят.
На вратах монастырские знаки:
«Упокою грядущих ко мне»,
А в саду разбрехались собаки,
Словно чуя воров на гумне.
Лижут сумерки золото солнца,
В дальних рощах аукает звон…
По тени от ветлы-веретенца
Богомолки идут на канон.