Илья Репин, «Бурлаки на Волге», 1872—1873 год
Репин — не первый художник, который обращался к теме бурлаков, но его бурлаки самые известные. Картина стала популярной ещё при жизни художника и с тех пор преследует зрителя повсюду: на календарях, на почтовых марках, на открытках и даже в школьных учебниках.
![Илья Репин, «Бурлаки на Волге», 1872—1873 год Илья Репин, «Бурлаки на Волге», 1872—1873 год](https://kartinysistoriey.ru/wp-content/uploads/2020/03/1872-1873--e1600091742955-800x367.jpg)
Репин задумал писать картину ещё в 1869 году, когда впервые увидел бурлаков на Неве. Грязные, оборванные и угрюмые, они медленно брели по берегу и резко контрастировали с жизнерадостной и смеющейся толпой дачников.
Изначальный вариант картины был переписан Репиным, поэтому первоначальных бурлаков мы никогда не увидим. Есть и сохранившийся вариант картины, который называется «Бурлаки, идущие вброд». Эта картина сейчас находится в Третьяковской галерее. Ещё были «Бурлаки, идущие через бурелом», но их забраковал Иван Шишкин, указав на неправильно нарисованные деревья.
![«Бурлаки, идущие вброд» Илья Репин «Бурлаки, идущие вброд» Илья Репин](https://kartinysistoriey.ru/wp-content/uploads/2020/03/-1-e1600091773751-800x521.png)
В процессе работы Репин просто бредил своими «Бурлаками». Он неоднократно общался с реальными прототипами картины, хотят признавался, что слушал истории об их жизни вполуха. Его интересовали лишь их лица и позы. «Да что все романы и все истории перед этой фигурой! Боже, как дивно у него повязана тряпицей голова, как закурчавились волосы к шее, а главное — цвет его лица!» — писал Репин в своей автобиографии.
Художник изобразил работяг на фоне красивого речного пейзажа. Так их вид выглядит ещё более обтрёпанным и жалким.
На самом деле Репин не утрировал. В бурлаки часто шли бродяги и бездомные. Были среди них и сильно нуждающиеся крестьяне. Ведь тяжёлый бурлацкий труд помогал выжить в межсезонье.
Кто стал прототипами бурлаков?
Бурлаки на картине – реальные люди. Художник лично знал их всех.
Самый первый в упряжке — Канин. Этот 45-летний мужчина когда-то пел в церковном хоре, но за провинности был лишён церковного сана. Он упорен и умён, поэтому его сделали предводителем, который задаёт темп всей упряжке.
![Илья Репин. Деталь “Бурлаков на Волге”. 1873 г Илья Репин. Деталь “Бурлаков на Волге”. 1873 г](https://kartinysistoriey.ru/wp-content/uploads/2020/03/.-.-1873-.jpg)
По правую руку от Канина – 40-летний боец, который зимой зарабатывает на кулачных боях. Он сильный и выносливый.
Слева от Канина – моряк Илька. Он довольно угрюмый и молчаливый. Такой легко может послать подальше. Странно, что он разрешил себя рисовать.
Мужчина с трубкой одет приличнее всех. Скорее всего, он приехал на заработки из деревни, где его ждут жена и мать. Они то и следят за его одеждой. Крестьянин явно лениться: идёт свободно, не натягивая лямку.
За ним идёт пожилой уставший мужчина, который вытирает рукавом пот со лба. Судя по всему, он болен и чувствует себя неважно.
На общем фоне выделяется деревенский парень Ларька. Несмотря на свою молодость, юноша зарабатывает сам. Видно, что он никак не может приноровиться к лямке. Возможно, это его первый опыт бурлачества.
![Илья Репин. Деталь “Бурлаков на Волге”. 1873 г Илья Репин. Деталь “Бурлаков на Волге”. 1873 г](https://kartinysistoriey.ru/wp-content/uploads/2020/03/.-.-1873-4.jpg)
Позади него идёт крепкий старик. Он активно тянет, ещё умудряется кисет забивать.
За стариком следует отставной солдат Зотов. На нем военный картуз и куртка без рукавов. Позади него человек, напоминающий грека.
Крайним идёт мужчина с понурым видом. Кажется, что он сейчас упадёт без сил. Его голова так низко упала на грудь, что даже лица не видно.
![Илья Репин. Деталь “Бурлаков на Волге”. 1873 г Илья Репин. Деталь “Бурлаков на Волге”. 1873 г](https://kartinysistoriey.ru/wp-content/uploads/2020/03/ilya-repin.-detal-burlakov-na-volge.-1873-g-800x633.jpg)
Замыкали упряжку обычно опытные, но слабые или больные бурлаки. Они ступали особняком и следили, чтобы верёвка не цепляла камни. Так что понурая поза последнего бурлака ещё не говорит о том, что ему плохо.