Жан-Батист Грёз «Балованное дитя», 1760-е годы
На этой картине мы видим женщину с милой улыбкой и мальчика, который с мученическим лицом сидит возле тарелки с едой. Что же здесь происходит?
![Жан-Батист Грёз «Балованное дитя», 1760-е годы](https://kartinysistoriey.ru/wp-content/uploads/2022/07/zhan-batist-gryoz-balovannoe-ditya-1760-e-gody-660x800.jpg)
Художник изобразил бытовую сцену французской семьи XVIII века. Заботливая мать пытается накормить своего ребёнка. Однако мальчик совсем не рад трапезе, он с несчастным видом закатывает глаза и пытается скормить свой обед собачке.
Пёсик рад стараться — он с готовностью облизывает протянутую мальчиком ложку, часть содержимого которой уже лежит на полу.
Видно, что семья не нуждается, хотя богатой её тоже нельзя назвать. При этом женщина любит сына и старается дать ему всё самое лучшее. В итоге мамаша настолько избаловала своё чадо, что он уже не хочет есть обычную еду.
У женщины добрый и умиротворённый вид. Она даже не думает о том, чтобы сделать мальчику замечание или отругать его. Она просто мило улыбается и ждёт, пока ребёнок поест.
![Жан-Батист Грёз «Балованное дитя», фрагмент](https://kartinysistoriey.ru/wp-content/uploads/2022/07/zhan-batist-gryoz-balovannoe-ditya-fragment-800x634.jpg)
Картина «Балованное дитя» имеет ещё и другое название — «Плоды дурного воспитания». Такое название говорит само за себя. Судя по всему, доброта матери не идёт сыну на пользу, он становится всё более балованным и постепенно отбивается от рук. Возможно, мальчик растёт без отца, чья строгость бы ему совсем не помешала. Отсутствие мужского воспитание делает ребёнка капризным и женоподобным «маменькиным сынком».
Жан-Батист Грёз любил изображать семейные сцены с моралью и нравоучительным смыслом. Для его работ характерны реалистичность, элементы романтизма, идеализация и намеренное преувеличение.
Картина «Балованное дитя» была написана в начале 1760-х годов, а широкой общественности она была представлена на выставке в 1765 году во Франции. Полотно купил один из русских князей, а в 1923 году его изъяли из собрания княгини Паскевич и доставили в Эрмитаж, где оно храниться и по сей день.